Local Logo
Новости Чернянского района Белгородской области
87.74
+0.00$
95.76
+0.00
+23 °С, ясно
Белгород

Сотрудник районного краеведческого музея Анна Серова — о боевом пути Ивана Никитовича Кожедуба

8 июня , 16:39ГазетаФото: архив музея

Прославленный советский лётчик в годы Великой Отечественной войны начинал свой боевой путь с полевого аэродрома в Чернянке.

Во время решающей схватки на Курской дуге и боёв за Белгород Чернянка была прифронтовой зоной. Через два месяца после начала войны в посёлке начал действовать временный полевой аэродром. В 1984 году газета «Путь Ильича» писала: «Уже в первые месяцы войны многие чернянские мальчишки сполна познали все тяготы и лишения военного времени. 15-16-летних влекло на аэродром не праздное любопытство. Для защиты самолётов от осколков и пуль во время налётов надо было строить капониры, то есть простейшие ангары».

Аэродром не был оборудован твёрдым покрытием, но песчаная почва делала полосу пригодной для взлёта и посадки в дождливую погоду. В разное время здесь базировались от одного до четырёх авиаполков — истребители и бомбардировщики дальнего и ближнего действия. С этого аэродрома начал боевой путь прославленный лётчик Иван Никитович Кожедуб.

В книге «Верность Отчизне» Кожедуб пишет:

«Снова перелетаем. Мы — в Чернянке, на восточном берегу реки Оскол, километров на 80 дальше линии фронта. С нового аэродрома вылетаем на прикрытие войск северо-восточнее Белгорода, железнодорожной ветки Старый Оскол — Валуйки. Много учебно-тренировочных полётов провели мы с Мухиным на чернянском полевом аэродроме».

Свой первый вылет в ходе Курской битвы и первого сбитого противника Иван Никитович запомнил хорошо:

«6 июля мы чуть свет уже в кабинах самолётов. Готовы к немедленному вылету. Не отрываясь, смотрю в сторону КП. Вот взвились три зелёные ракеты — это сигнал на вылет нашей третьей эскадрильи. Мы в воздухе. Принимаем боевой порядок. Нас ведёт Семёнов. Набираем высоту. Издали видна линия фронта, пожары. Горят деревни и сёла. Горит наша и вражеская техника. Район изучен мною отлично. Узнаю населённые пункты Яковлевку, Завидовку, Покровку…

…Мы у линии фронта. Под нами — море огня. Дым поднимается на большую высоту: в кабине чувствуется запах гари.

Забываю обо всём, что творится вокруг. Вижу лишь «Юнкерс» и продолжаю стрелять. Решил так: «Не собью, буду таранить. Как Вано Габуния».

— Бей, батя, прикрываю! — раздаётся уверенный голос моего побратима, Василия Мухина.

Почти вплотную сближаюсь с противником. «Юнкерс» по-прежнему маневрирует. Нет, теперь не уйдёшь! Ещё длинная очередь. Самолёт вспыхнул и упал в районе западнее Завидовки.

— Вот тебе, фриц, за Игнатия Солдатенко!

Взмываю в сторону вверх по примеру командира. Не утерпел и по радио крикнул:

— Вася, одного кокнул!».

Победа считалась подтверждённой, когда к документам полка прилагался специальный акт о сбитии. Вот акт о первой победе Кожедуба:

«Акт. 7 июля 1943 года, аэродром Чернянка. Мы, нижеподписавшиеся, старший лейтенант Семёнов, младший лейтенант Мухин и младший лейтенант Брызгалов подтверждаем, что 6.07.43 г. при выполнении боевого задания по прикрытию наземных войск в районе Покровки от нападения авиации противника, в результате воздушного боя у пункта Шопино мл. лейтенант Кожедуб сбил один Ю-87 — самолёт упал в районе западнее Завидовки. В чём и подписуемся: ст. лейтенант Семёнов, п/п младший лейтенант Мухин, п/п младший лейтенант Брызгалов. Верно: ст. серж. В. Кузнецов».

Из боёв на Курской дуге Кожедуб вышел с честью — с девятью личными победами. 22 июля 1943 года Иван Никитович был награждён орденом Красного Знамени. К навыкам точного пилотажа у него добавились «умение пользоваться глазами» — замечать противника раньше, чем он заметит тебя, несколько отработанных тактических приёмов, безукоризненная стрельба. Кожедуб по итогам боевой работы оказался сразу во второй десятке асов из более чем полутора тысяч советских лётчиков-истребителей, участвовавших в боях на Курской дуге.

Фото: архив музея

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии, прошёл всю Великую Отечественную войну. Его мужество и героизм, помноженные на исключительное хладнокровие, помогали выбираться из самых сложных переделок. Каждый раз он сажал свой самолёт, даже если получал серьёзные повреждения, и ни разу не был сбит. Свой последний бой прославленный лётчик провёл в небе над столицей фашистской Германии 17 апреля 1945 года. В этом сражении он сбил два истребителя FW-190.

За годы войны совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв, лично сбил 62 самолёта противника. По итогу Великой Отечественной войны был признан самым результативным лётчиком-истребителем. Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб был награждён двумя орденами Ленина и двумя — Красной Звезды, а также орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» второй и третьей степеней, многими медалями, в том числе иностранными.

Биография прославленного лётчика на всю жизнь осталась связана с небом — после Победы он продолжил служить в ВВС. Он умел хорошо воевать, но в мирное время от него требовались теоретические знания, и Кожедуб решил продолжить учёбу в Краснознамённой военно-воздушной академии. С каждым годом авиастроение осваивало выпуск новых машин, и Иван Никитович стал лётчиком-испытателем уникальных разработок советских учёных, в том числе и реактивного истребителя МиГ-15.

С апреля 1951-го по январь 1952-го Кожедуб во главе 324-й истребительной дивизии воевал в Корее. В 1956-м получил диплом Военной академии Генштаба. В июне 1962 года был назначен на должность командующего 76-й воздушной армии. Спустя два года стал заместителем командующего ВВС в Московском военном округе. На этом поприще служил вплоть до перевода его в центральный аппарат ВВС в 1971-м. В 1978-м новое назначение — группа генеральных инспекторов Минобороны Советского Союза. В 1970-м стал генерал-полковником авиации, в 1985-м — маршалом авиации.

Последние годы жизни лётчика-героя были связаны с политической и общественной деятельностью. Долгое время он был депутатом Верховного Совета, в 1989 году его избрали народным депутатом СССР.

Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В Чернянке в честь героя названа одна из улиц, а когда-то был и памятный знак: после войны в сквере была установлена стела с изображением Ивана Кожедуба и взмывающий ввысь самолёт. К концу 20 века на месте этого сквера было построено здание районной администрации, а стела, к сожалению, была разобрана. В фондах районного музея есть газета «Белгородская правда» от 2 октября 1981 года, в которой опубликована статья «Боевые вылеты» за авторством полковника Ельшина из Москвы. В заметке есть фотография и описание памятника: «Со всех сторон окружают тополя и акации центральную площадь. Уже издали видна высокая стела с высеченным на дюралюминии портретом Кожедуба. Рядом с портретом на металлической доске надпись:

«Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб в июле-августе 1943 года воевал в чернянском небе. Здесь ковалось его боевое мастерство, отсюда он вылетал на боевые операции к Курской дуге». К стеле прикреплена карта: от Чернянки к Курску, Белгороду, Харькову, Прохоровке, Новому Осколу и Старому Осколу протянулись лучи — маршруты полётов Героя».
Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 13:42
Вячеслав Гладков – о нововведениях для жителей приграничных территорий
Материал
Общество13 июля , 14:37
Вячеслав Гладков подчеркнул важность передачи памяти о Великой Отечественной войне потомкам
Материал
Общество12 июля , 11:41
Семье ветерана Курской битвы вернули утраченные награды