Существует предание о том, что когда‑то в глубокой древности одному повелителю гонец доставил говорящие вести, спрятанные в волшебный ларец. Эта красивая легенда, возможно, вымысел, однако нельзя не отметить, что самой идее сохранения и фиксации звука никак не меньше трёх тысячелетий. На протяжении такого длительного исторического периода попытки записать и воспроизвести звук предпринимались неоднократно, причём делалось это самыми различными способами.
Первыми устройствами для воспроизведения звука были механические музыкальные инструменты, использующие для воспроизведения цилиндр: шарманки (XV в.), музыкальные часы (XVI в.), ящики, табакерки (XVIII-XIX вв.). Все эти изобретения могли играть сохранённую музыку, но не могли записывать различные звуки, живые выступления и имели ограниченный набор мелодий.
Первый опыт практической записи живого звука на валик, покрытый фольгой, принадлежит американскому изобретателю Томасу Алве Эдисону, который в 1878 году получил патент на фонограф. А в 1887 году немецкий инженер Эмиль Берлинер предложил записывать звук не на валик, а на горизонтальную круглую пластинку. Принцип записи был тот же, что и у фонографа, но главное — запись на пластинку позволяла делать с неё матрицу, а затем можно было печатать любое количество копий. Это открывало дорогу массовому производству.
Берлинер назвал своё произведение «граммофон» (с греческого — «пишу звук»), он же был и изобретателем грампластинки. В 30-х годах XX века пластинки выпускались по одной композиции на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, часто в картонных, реже в кожаных коробках. Из‑за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их стали называть record albums или «альбом с записями».
В 1907 году один из служащих французской фирмы «Пате» Гильон Кэммлер предложил упрятать рупор граммофона внутрь корпуса. Новое компактное устройство в России (позже СССР) получило распространение под названием «патефон» — от названия фирмы-производителя («Пате»), которая первой начала поставки таких устройств в Россию.
Вращалась пластинка с помощью пружинного двигателя, который нужно было «заводить» специальной ручкой. Однако, благодаря своим скромным размерам и весу, простоте конструкции и независимости от электрической сети, патефон получил очень широкое распространение среди любителей классической, эстрадной и танцевальной музыки.
Патефон стал очень популярен во время Великой Отечественной войны. Несмотря на взрывы и бомбёжки, в людях не пропадало чувство прекрасного. Композиторы и поэты продолжали творить, и с патефонных пластинок зазвучали песни на военную тематику.
На фронте и в тылу музыка вдохновляла советских граждан на подвиги. Было возобновлено прерванное войной производство грампластинок и, начиная с октября 1942 года, они тоже пошли на фронт вместе с боеприпасами, пушками и танками. Вместе с советскими солдатами воевали с врагом и «Синий платочек», и «Тёмная ночь», и «Катюша». Патефон оставался непременной принадлежностью домашних вечеринок и загородных поездок вплоть до середины ХХ века.
В экспозиции Чернянского районного краеведческого музея представлены два патефона. Один из них (модель ПТ-3) выпускался с 1951 по 1955 годы Вятско-Полянским Ордена Ленина заводом «МОЛОТ». Такой короткий период производства патефонов был связан с тем, что спрос на них стал снижаться, так как появились более современные по тем временам радиолы и проигрыватели.
Модель патефона МГ-3 (МГ — малогабаритный) производила ленинградская артель «Граммофон» Центропромсовета в 1954–1955 гг. Этот аппарат имеет уменьшенный размер и удобные габариты для ручной переноски: патефон складывается в виде небольшого чемоданчика, который можно переносить за специальную ручку.
Музейная атмосфера всегда творит чудеса, здесь прошлое соединяется с настоящим, а у каждого экспоната есть своя история, которую будет интересно узнать как молодёжи, так и представителям старшего поколения. Чернянский краеведческий музей приглашает всех жителей и гостей посёлка на обзорные экскурсии по экспозиции и выставкам!