Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:52, 08 октября 2018
 205

Надежда Овсянникова вспомнила учителей-фронтовиков в своём письме в редакцию

Она рассказала о том, как ученики получали знания после победы русского народа над немецко-фашистскими захватчиками.

Совсем недавно отзвенели первые звонки. Любопытные первоклашки и серьёзные одиннадцатиклассники приступили к занятиям. Пусть всегда будет светлым небо над их головами, а у преподавателей – широкие возможности для педагогического творчества. Я в эти осенние дни вспоминаю не долгие годы своего учительского труда, а школьные годы моих поколений военных и послевоенных лет, своих дорогих учителей. В 1943 году Чернянка была освобождена от фашистских оккупантов.

Хоть земля ещё вздрагивала от идущих на западе боёв, а в небе гудели наши «ястребки», спешащие к фронту, 1 сентября открылась в обшарпанном войной здании сегодняшнего музея средняя школа. Директором была строгая, неутомимая «синичка» Нина Сергеевна Жукова. В комнатах-классах — наспех сколоченные столы и скамейки на шесть-восемь человек. Тетради – из старых газет, чернила – из шелухи чёрных семечек, учебников – четыре-пять на класс. Мы, тогдашние пятиклассники, преодолевали все трудности, ведь главное – учимся, а в воздухе запах Победы.

И не помехой были осенние сумерки – домашние задания выполняли при каганцах, по очереди носили друг другу учебники. В 1944 году мы перешли в подремонтированную после хозяйничанья в ней немцев среднюю школу. Вернулся с войны директор школы Михаил Федосеевич Степовик. На большой перемене в актовом зале слушали информацию с фронта, кричали «Ура!» Советской армии, освобождающей страны от фашизма. В школу пришли два преподавателя – фронтовики, демобилизованные по ранению. Они вели уроки военного дела. В форме, статные, бравые.

Павел Пантелеевич Седиков хромал. Николай Алексеевич Никольский с чуть поднятым левым плечом. Сразу мы и не определили, что у него нет руки. Позже, уже будучи в старших классах, спрашивали, как это случилось. А он нам отвечал: «Обычно как на войне… Был я командиром роты, лежали в засаде, потом приказ к наступлению. Вскочил на ноги, в правой руке автомат, левую руку поднял – рота, вперёд! И руки не стало…».

Мы любили уроки военного дела, знали, что такое война. Отрабатывали строевой шаг, бег, передвижение по‑пластунски по пересечённой местности – на животе исползали территорию нашего сегодняшнего красавца-сквера в центре, тогда бывшего пустырём в буграх и рытвинах. Изучали строение винтовки, пулемёта. В школе в одной из комнат под замком хранилось боевое оружие. И вот она, долгожданная Победа со слезами и радостью — 9 мая 1945 года. Не все учащиеся встретили отцов, братьев. Начался восстановительный период в жизни страны. В школу возвратились демобилизованные учителя: Николай Иванович Грунской, ставший нашим классным руководителем, физик Дронов, потерявший на войне ногу, историк Тимофеев, позже физрук Владимир Иванович Назаренко.

Но наша любовь к военрукам Никольскому и Седикову оставалась неизменной всегда. И хоть они были скромны в рассказах о фронтовых дорогах, мы многое о них «разведали». Николай Алексеевич был призван в ряды Красной армии накануне войны, служил в артиллерии. Войну встретил в Киеве. В составе воздушно-десантной бригады участвовал в обороне Москвы, был передислоцирован в бригаду прославленного генерала Леселидзе на Чёрное море, освобождал Новороссийск. Там и получил тяжёлое ранение.

Павла Пантелеевича Седикова война застала на Кавказе, где он учился в Орджоникидзевском военном училище. С группой офицеров был откомандирован в штаб Закавказского военного округа в город Тбилиси, в Сухумском военном училище готовил офицеров для Советской армии. Затем фронт, перевалы Кавказского хребта – бои в горах, военные операции, тяжёлое ранение.

В 1949 году состоялся выпуск наших 10-х классов. Почти все мальчики стали курсантами военных училищ – столь велика была значимость профессии защитника родины, примера воинской доблести наших военруков Никольского и Седикова, наших отцов и братьев, вернувшихся и не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны. Шли годы, слагаясь в десятилетия. Страна поднялась из руин, строились новые города, ширились поля, школы готовили учеников для будущих профессий.

Давно поредели ряды участников сражений, послевоенных выпускников 10-х классов. Но память о войне, о школе тех лет всегда жива. На уроках мужества, памятных вечерах оживают суровые годы ВОВ и память об учителях-защитниках нашей Родины: Жуковой, Дворцевой, Замлеловой, Сошникова и многих других, разделявших трудности военного времени со своими учениками и всей страной.

Надежда Овсянникова, категория «Дети войны»

comments powered by HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×