Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17:23, 30 сентября 2018
 208

Сотрудники музея собрали воспоминания о трудовом вкладе чернянцев на Курской дуге

Сотрудники музея собрали воспоминания о трудовом вкладе чернянцев на Курской дугеФото: pixabay.com
  • Статья

Очевидцы и их близкие рассказали в письме о строительстве железнодорожной линии «Старый Оскол-Ржава».

Специалисты районного краеведческого музея объединили воспоминания о трудовом вкладе местных жителей на Курской дуге. Среди событий этого судьбоносного времени яркой страницей навсегда останется битва на Огненной дуге, ставшая переломной в ходе войны. Именно с Прохоровского поля началось движение Советской Армии на запад до самого Берлина. Немаловажную роль в этом полном разгроме отборных фашистских войск сыграла железнодорожная ветка «Старый Оскол – Ржава». Она стала той артерией, которая снабдила Воронежский фронт военной техникой, живой силой, продовольствием, необходимым накануне решающей битвы.

С образованием Курской дуги к весне 1943 года созрела необходимость строительства железнодорожной линии «Старый Оскол-Ржава» с выходом на линию «Курск-Белгород». Воронежский фронт не имел своей железнодорожной коммуникации, а пользовался для подвозки грузов железной дорогой центрального фронта «Касторная — Курск», пропускная способность которой не обеспечивала нужды двух фронтов. Это особенно сказывалось на перевозках Воронежского фронта, тем более, что железнодорожные узлы Курск и Касторная подвергались систематическим налетам авиации противника. 

Комитет Гособороны одним из главных задач поставил восстановление железной дороги «Старый Оскол-Коробково» и строительство новой ветки «Коробково-Ржава» в срок с 15 июня по 15 августа 1943 года. Военный совет Воронежского фронта обратился 7 июня 1943 года в Государственный Комитет Обороны с письмом, подписанным командующим Воронежским фронтом, генералом армии Николаем Ватутиным и членом Военного совета Воронежского фронта генерал-лейтенантом Никитой Хрущёвым с просьбой разрешить постройку железнодорожной линии «Старый Оскол-Ржава», общей протяжённостью 95 км, включая и станционные пути.

Всё было построено в рекордно короткий срок – за 32 дня. По решению обкома ВЛКСМ 165 комсомольцев, в основном девушки Чернянского района, участвовали в строительстве железной дороги. Комсомольско-молодёжная бригада Марии Колтаковой получила переходящее Красное знамя командования строительного участка.

Вот, что вспоминает о себе и своих подругах участница строительства фронтовой дороги Софья Ерошева: «Для молодого поколения 1943 год – история, а для нас – дни жаркой комсомольской юности. В один из дней конца июня нас, комсомольцев, учащихся 8–9 классов, вызвали в райком комсомола и объявили, что мы все мобилизованы. А через день рано утром мы отправились в дорогу. Сопровождали колонну секретарь райкома партии Иван Терентьевич Дворцевой и коммунист Николай Григорьевич Гулевский. В село Кондаурово нам объяснили цель нашей мобилизации: в кратчайший срок построить фронтовую железную дорогу от Старого Оскола до Ржавы. Команде нашего района, как и другим, был дан определённый участок строительства. Нас разделили на звенья. И трудились мы от зари до зари.

По ночам отдельные звенья выносили на носилках накопанную землю. И все это сопровождалось налётами немецких самолётов. Были и жертвы. День трудились, уставали, на руках были мозоли, ныли спины, а вечером то там, то здесь звучали песни. И вот как венец нашего труда – первый поезд с воинской частью, пушками, танками. Сколько радости было у всех нас!».

Так уж распорядилась судьба, что своё совершеннолетие Марии Герасименко праздновать пришлось за работой. Шестнадцатый день её рождения – 22 июня совпал с началом Великой Отечественной войны. Ей не довелось сражаться с захватчиками с оружием в руках. Но есть и её достойный вклад в великую Победу над врагом.

О том незабываемом времени Мария рассказала: «Лето 1943 года было для всех нас очень тревожным. Когда нас, молодёжь, направили на строительство железной дороги, о трудностях предстоящей работы никто не думал. Все понимали, как важна эта стройка для фронта, для будущей победы над фашистами, а потому ехали на неё с охотой. Все земляные работы по отсыпке полотна дороги выполнялись вручную. Главными инструментами и орудиями труда были лопаты и носилки. Мозоли, почти всегда кровоточащие, стали непременным атрибутом наших трудовых будней. Жили мы все в сараях и палатках. Дисциплина была железная. Работали, не покладая рук, с раннего утра до позднего вечера.

Никто не мог покинуть стройку даже на один день. Только по особым случаям можно было попасть домой и увидеться с родными. Кроме основной работы, мне, как и многим другим девушкам-комсомолкам, приходилось выполнять и общественные дела. По вечерам, когда большинство строителей дороги уже спали, я при тусклом свете коптилки выпускала «Боевой листок» нашей трудовой бригады. В нём всегда рассказывалось о ежедневных итогах соревнования бригад. Правда, выделить лучшую было трудно – все работали с одинаковым напряжением, самоотверженно.

Самым памятным днём, проведённым на стройке, стал, конечно же, день её окончания. Все плакали, когда по построенному нашими руками железнодорожному полотну прошёл первый паровоз с несколькими прицепленными к нему платформами. Надо было видеть счастливые глаза проехавших на них под знаменем стройки девчат, чтобы понять, какое место в нашей жизни заняла так нужная фронту и Родине стройка. Во многом благодаря именно ей, была обеспечена победа в битве на Курской дуге».

Надежда Голубева, до замужества Корженевская – участница строительства дороги так вспоминает эти трудные дни: «В центре Чернянки множество народа. Мобилизованы трудоспособные женщины и девушки. Всё делается оперативно. Сформированы отряды, назначены их руководители. Сборы недолги. На следующее утро – в путь. И вот идём мы строем по пыльной мягкой меловой дороге. Через три часа недолгий привал, и снова в путь. Ночлег на берегу речушки в придорожном селе. На рассвете снова в дорогу. Отсчитано около 70 километров и к вечеру чернянский отряд прибыл в село Кондаурово Боброводворского района. Работа началась без промедления.

Оперативное собрание, выдача продуктов, размещение по квартирам, а наутро – начало трудового боя. На каждом километре 1000 человек или 40 отрядов. Каждому отряду отмеряно по 25 метров территории. Задача – соорудить железнодорожную насыпь. Через 50 минут напряжённой работы десятиминутный перерыв. На трассе постоянно играл военный оркестр. В перерывах девчата еще и танцевали. Невозможно передать всех подробностей, но я хорошо помню, что ровно через 20 дней на нашем участке прошёл первый паровоз. Сбежалось всё село.

Мальчишки, видевшие его впервые, неистовствовали от восторга. Раздались крики «ура». Торжество было всеобщим. А по дороге уже днём и ночью шли эшелоны на фронт. Теперь в Кондаурово слышна была отдалённая канонада. И никто из нас тогда не мог знать, что это был грозный гул одной из величайших битв истории – Курской битвы».

Участники строительства – девушки, женщины, подростки верили: чем скорее они сделают дорогу, тем быстрее придёт победа. И эта вера придавала им силы. Они показывали образцы мужества и героизма, добились своей победы. 17 июля 1943 года железная дорога была готова. По ней началось постоянное движение поездов с 20 июля.

Она стала поистине дорогой мужества и героизма и сыграла важную роль в разгроме фашистских войск на Курской дуге, в освобождении Белгорода, Харькова. Эта железнодорожная магистраль — воплощение мужества и своеобразный памятник её строителям – жителям Белгородской и Курской областей.

Научный сотрудник по учёту и хранению фондов
Чернянского районного краеведческого музея
Наталья Рязанцева
.

 

2
Комментарии (0)
Древовидный вид
Новые
Популярные
Компактный
Цитаты (0)
Контекст
Создать свой виджет
О сервисе
Выйти
Обсуждение закрыто
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×