Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13:13, 26 августа 2018
 505

Представители администрации напомнили чернянцам историю основания храма в селе Огибное

Представители администрации напомнили чернянцам историю основания храма в селе ОгибноеФото: Фонд районного музея
  • Статья

Деревянная церковь Косьмы и Дамиана была построена в 1865 году.

Сотрудники районной администрации продолжают знакомить местных жителей с достопримечательностями района, в этот раз они рассказали об основании православного храма Косьмы и Дамиана. Он стоял на самом высоком месте в центре села, там, где сейчас находится ток акционерного общества. По воспоминаниям старожилов это было поистине великолепие творений зодчих. Культурное сооружение было выполнено без единого гвоздя, выкрашено в светло-голубой цвет, венчали это сооружение два золотых купола.

Старая церковь была намного больше современного здания, её было видно с любой точки населённого пункта. На колокольне висел колокол, который весил 120 пудов, было и множество маленьких колоколов разной величины. Рядом с церковью стояла караулка, небольшой домик, где жили сторож и дьякон, которым из общественных и мирских доходов платили 60 рублей. На бывшем школьном стадионе стояло домовладение, которое принадлежало местному священнослужителю.

В середине 70-х годов ХХ века там размещалась часть огибнянской восьмилетней школы. В 1980 году она сгорела, но память о ней сохранилась, в селе это место до сих пор называется «поповым». Рядом с ним построен современный храм Косьмы и Дамиана. Последним священнослужителем, который служил в местном храме, был отец Михаил, родом из Новооскольского уезда. При нём был дьякон Иван Климов. Приход был очень многочисленный, кроме жителей села Огибное в него входили жители близлежащих сёл Гладковки и Коньшино Губкинского района.

С приходом к власти большевиков ситуация изменилась. Они соединили борьбу за власть и уничтожение старого строя с борьбой Русской Православной Церкви, которая для сторонников была идеологическим противником и которую нужно было разрушить и уничтожить в первую очередь. В 1922 году ликвидировано 722 монастыря.

После декрета об изъятии церковных ценностей прошли массовые процессы в Москве и Петрограде. По суду расстреляно белого духовенства 2691 человек, монашествующих мужчин – 1962. Уже к 1925 году структура Церкви была разрушена. Во всём Советском Союзе были открыты для богослужения только несколько сотен храмов.

Из существующих в 1914 году 58 учебных заведений к 1925 году фактически все были закрыты. Духовенство находилось в лагерях или катакомбах, тысячи священников сменили профессии. Чистки 1937–1938 годов ещё раз потребовали от Русской Церкви огромного количества жертв, точное количество которых неизвестно.

Эта ситуация коснулась и села Огибное, в 1935 году сняли с церкви колокол, а в 1937 году сломали храм. С большим уважением односельчане говорят о людях, которые хоть что‑то сделали для церкви и с пренебрежением о тем, кто разрушал их и сбивал кресты.

«Я никогда не забуду этот день. Помню, как тросом зацепили за купол, а другой конец привязали к трактору. Но один трактор не мог справиться с такой махиной, и тогда ещё три приехали на помощь. И церковь не выдержала, рухнула. Люди кричали, плакали, хватали иконы, и, как детей, прижимая к груди, уносили домой. Но ничего нельзя было сделать», — рассказывала матушка Мария Семёновна.

Дубовые брёвна толщиной в два обхвата растянули теми же тракторами и часть отправили в село Бобровы Дворы, а часть пошло на строительство клуба в нашем селе. Этот клуб до сих пор стоит в центре села и является действующим.

Храм носит имена святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Они были родными братьями. Отечество их – Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее четвёртого века.

Отец их был грек и язычник, мать – христианка по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя. С самого младенчества мать старалась внушить детям страх Божий и любовь к добродетели. Когда они начали взрослеть, она отдала их в научение грамоте к некому богобоязненному мужу.

Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать — дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косьма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода. Слепые, хромые, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и переходили из города в город и всем больным, без различия пола и возраста, знания и состояния, подавали исцеление.

Они делали это не для того, чтобы обогатиться или прославиться, братья служили Богу. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды. Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали её. Об одном только просили они исцелённых ими: чтобы те твёрдо веровали во Христа, свято жили во Христе. Если же врачуемые ещё не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами, за бескорыстное служение страждущему человечеству и исцеления болезней. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто‑нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких‑либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под её конец одному из них Господь попустил нарушить его.

В те времена жила женщина по имени Палладия. Несколько лет страдая тяжкой болезнью, не получая облегчения ни от каких врачей, чувствуя уже приближение смерти, она вдруг услышала о святых врачах. Она послала с верою в чудодейственную силу просить их к себе. Святые исполнили её просьбу, она стала совершенно здоровой. В благодарность за исцеление она готова была отдать им всё свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали.

Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от неё ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять три яйца во имя Святой Троицы. Чудотворец долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил её просьбе.

Косьма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы после смерти их тела не погребали вместе, так как Дамиан нарушил обет Господу и взял мзду за исцеление. В ту же ночь явился Господь к Косьме и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых трёх яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя…!». Он утешился, но никому не сказал о своем видении. Сотворив после сего ещё много знамений и чудес, с миром почил святой Косьма.

Через несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили его тело и недоумевали, где положить его. Завещание Косьмы было свежо у всех в памяти, нарушить его страшились. Когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошёл к ним верблюд, которого братья когда‑то исцелили.

По преданию люди молчали, заговорило животное: «Человецы Божии, — так начал речь бессловесный, — много насладившиеся знамений и чудес от святых Косьмы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришёл к вам поведать тайну Косьмы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их».

Толпа возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну. Они погребли мощи бессребреников. Судя по описаниям подлинников, они скончались в средних летах. Вскоре на месте их погребения устроена была церковь чудная и преславная, как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие.

В конце 1987 года в начале 1988 года обозначилось новое качество церковной политики, суть которой заключалась в том, что атеисты и верующие должны совместно строить социализм. Тысячелетие Крещения Руси обозначало подлинное изменение советской религиозной политики и явилась началом массового восстановления церквей.

История храмов Белгородской области неразрывно связана с историей Русской православной церкви. Невозможно составить летопись храма без повествования о людях, что‑то сделавших для неё. Одним из самых выдающихся людей села стал Игорь Олейников, это его стараниями разрушенному храму Косьмы и Дамиана было дано второе рождение.

В конце 1999 года был заложен фундамент нового храма, и спустя четыре года 10 октября 2004 года состоялось открытие и освещение нового храма. Его освящали архиепископ Белгородский и Старооскольский высокопреосвященный Иоанн, настоятель Успенского храма, отец Пётр Жаровский и другие.

Первый настоятель храма отец Олег служил в храме с 2004 по 2005 год. Второй настоятель храма игумен Семион служил в храме с 2005 года. С 2007 года и по настоящее воемя службу несёт отец Сергий (Бондарь). 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×